Тарская центральная районная библиотека
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Маркетинг

Перейти вниз

 Маркетинг Empty Маркетинг

Сообщение  Admin Ср Ноя 14, 2012 9:49 am

Т.Г. Сверчкова, заместитель директора ЦРБ
МБУК «Тарская централизованная библиотечная система»

Маркетинг: что могут библиотеки

Совершенно очевидно, что сегодня библиотеке не обойтись без маркетинга и его составляющих – PR-деятельности, рекламы, исследований, в том числе, мониторинга качества услуг и удовлетворенности пользователей. Но специалиста- маркетолога в штате Тарской ЦРБ нет и не будет, поэтому библиотечный маркетинг осваивают сами библиотекари, опираясь на имеющийся опыт.
Ряд специалистов Тарской ЦРБ прошли обучение где? – повышение квалификации по темам: «Маркетинг и PR-технологии в библиотечном деле: состояние и перспективы» (2009 г. ГОУ РИЦ), «PR-технологии и маркетинг в учреждениях культуры» (2011 г., Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации. г. Омск). В структуре библиотеки выделен сектор маркетинговой деятельности и массовой работы. Все специалисты отделов обслуживания осуществляют маркетинговую программу по привлечению пользователей в библиотеку. В настоящее время библиотекари работают над разработкой фирменного стиля - определены цвет, фирменный знак, логотип, идет разработка макетов внутреннего дизайна здания Тарской ЦРБ, внешней рекламы.
В библиотеке накоплен определенный опыт маркетинговой деятельности, которым мы готовы поделиться и предлагаем обсудить на форуме нашего web-сайта http://www.tara-lib.ru в разделе «Маркетинг: что могут библиотеки».
Одной из составляющих библиотечного маркетинга является реклама – средство раскрытия возможностей библиотеки, ее услуг, формирование положительного имиджа, привлечение пользователей в библиотеку.
С целью популяризации библиотечно-информационной услуги, привлечения внимания населения к библиотеке разработана и реализуется программа PR-компании, в рамках которой проводятся:
- Дни открытых дверей, экскурсии, PR-акции по привлечению к чтению;
- льготные акции по записи пользователей в библиотеку;
- осуществляется реклама книг и услуг библиотеки, читательских объединений, клубов и общественных организаций, web-сайта;
- издаётся и распространяется информационная и рекламная продукция, в том числе, краеведческие, методические, библиографические материалы по всем направлениям деятельности библиотеки.
Для повышения эффективности и качества библиотечного обслуживания Тарская ЦРБ активно проводит социологические исследования. Мониторинг информационных и читательских потребностей населения посредством анкетных, устных, телефонных опросов позволяет библиотеке иметь представление о степени удовлетворенности пользователей библиотечной услугой, качестве библиотечного обслуживания, определять тенденции развития информационных потребностей населения и степень готовности библиотеки по их удовлетворению, определять приоритеты деятельности библиотеки на перспективу.
С целью выявления степени востребованности библиотечной услуги у пользователей в 2010 году провели исследование «Информационные потребности молодежи». Последующая анкета и была проведена в рамках этого исследования. С помощью анкеты «Я прихожу в библиотеку, чтобы... / «Я бы пришел(а) в библиотеку, чтобы…» мы хотели узнать, какие услуги библиотеки пользуются спросом у молодежи, и чем еще мы можем быть полезны нашим пользователям. Итоги анкетирования показали, что большая часть пользователей – молодежь - приходит в библиотеку в образовательных целях. Однако многие можно ли указать %? из опрошенных посещают библиотеку и ради чтения вообще (39%). Интересны читателям и библиотечные мероприятия, дискуссионные формы общения, клубы по интересам.
Обслуживание читателей сегодня требует индивидуального подхода. Это обуславливает необходимость разработки специальных программ по социально-творческим заказам учреждений и организаций. Социальное партнерство дает возможность реализации многих творческих библиотечных программ. Сегодня подписаны Соглашения о совместной деятельности со всеми учебными заведениями города, многими государственными учреждениями.
Участие в межведомственных семинарах комитета по образованию и отдела по молодежной политике Тарского муниципального района дает возможность рекламировать нашу деятельность по актуальным, наиболее востребованным направлениям работы с населением: здоровый образ жизни, правовое просвещение, информационно-библиографическое обслуживание, работа с молодежью в помощь образовательному процессу, историческое и литературное краеведение и др.
Основная цель маркетинговой деятельности библиотеки – привлечение пользователей. Популярность библиотеки возрастает с расширением ее деятельности по удовлетворению потребности читателей в отдыхе, которых привлекает способность библиотеки организовать интеллектуальный досуг, создать культурную среду для межличностного общения.
Повышению привлекательности библиотеки способствует деятельность общественных организаций, читательских объединений и клубов по интересам. На базе библиотеки работают четыре общественные организации: Тарское отделение Союза писателей России, историко-краеведческий центр «Тарский уезд», Молодежный центр «Здоровый образ жизни», польское культурно-просветительское общество «Rodzina-Семья». Членами этих организаций являются 17 библиотечных работников, поэтому совместная деятельность строится очень активно. В планах библиотеки - активизация и реклама деятельности уже имеющихся клубов: мастер-классы по рукоделию в рамках клубного объединения «Мир увлечений», программа клубного объединения «Встречи в литературно-музыкальной гостиной» для интеллигенции города. В стадии разработки находятся программы новых клубных объединений (дискуссионного клуба «Вокруг книги», творческой лаборатории по сохранению национальных традиций «В горнице»; клубного объединения «Нам года не беда» на базе социального дома «На Радищева», и др.).
Привлечению молодежи в библиотеку способствует освоение новых интерактивных форм массовой работы: Майская ночь в библиотеке, краеведческая игра на местности «Тарская крепость», интеллектуальная игра «Делаем ставку на умных», библиодискотека, Пушкинский бал, флеш-моб, тренинг-классы – это уже опробованные формы. Задача библиотеки – поиск новых форм, которые найдут отклик у молодого читателя.
Наиболее популярными в привлечении пользователей в библиотеку сегодня считаются различные конкурсы, акции, фестивали. Они создают положительный имидж библиотеки и побуждают желание участвовать в мероприятиях, проводимых ею. Наиболее значимыми для нас стали:
 Районный конкурс чтецов «Чтобы помнили», посвященный Дню Победы, конкурс чтецов на родном языке «Мы такие разные, но мы вместе», фестиваль национальных культур становятся традиционными и ожидаемыми для населения города.
 Конкурс социальной рекламы «Я люблю свой город» дал нам несколько замечательных работ, которые будут использованы. В 2011 году показ рекламных роликов прошел в День молодежи в Парке культуры и отдыха.
 Конкурс «Самая активная группа». В 2010 году в нем приняли участие более 30 групп и классов учебных заведений города и Тарского района. Самая активная группа из Тарского сельскохозяйственного техникума, побывавшая на мероприятиях в библиотеке 14 раз, получила от библиотеки приз – пригласительные билеты на Майскую ночь.
 К 130-летию ЦРБ (10 февраля 2013 г.) в 2012 году будет объявлен конкурс «Самый активный читатель» среди молодежи и юношества. Библиотечный десант в 2012 году охватит не только учебные заведения, но и крупные организации города.
 Проведение акций к государственным праздникам и календарным датам на площадках летнего читального зала под открытым небом (День России, День памяти и скорби, День борьбы с распространением наркотиков, День молодежи, День любви, семьи и верности, День государственного флага и др.) вызывает положительные отзывы населения и дает нам возможность напомнить потенциальным читателям о библиотеке.
 Фестиваль чтения «Найди свою книгу» ежегодно проходит в библиотеке с 23 марта по 23 апреля, охватывает более чем трехтысячную аудиторию. Включает в себя мероприятия, популяризирующие творчество писателей, встречи с писателями и поэтами г. Тары и Омска, дискуссионные формы, Дни новой книги.
Сегодня библиотеки, опечаленные проблемой посещаемости, все чаще решают ее путем выноса библиотечных услуг за пределы своих стационарных зданий в поиске потенциальных читателей – это учебные заведения, парки и улицы, молодежные центры и др.
Тарская ЦРБ имеет опыт использования внестационарных форм обслуживания (библиотечные пункты, передвижная библиотека семейного чтения, летний читальный зал, выездные книжные выставки и Дни информации, обслуживание книгой на дому). Развитие этих услуг позволяет приблизить книгу к пользователю, напомнить им о себе, предоставить возможность записи в библиотеку вне ее стен.
Спасибо! Все исправления принимаются. С уважением Сверчкова Т. Г.

Admin
Admin

Сообщения : 5
Дата регистрации : 2011-11-01

https://taralib.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения